jump to navigation

Экологические новости за 3.08.09 Август 4, 2009

Posted by klim75 in Экологические новости.
trackback

Бездарное море

В Черном и Азовском морях продолжают сокращаться рыбные запасы

Поздравляя работников 36 рыболовецких предприятий Крыма с профессиональным праздником — Днем рыбака, президиум Верховного Совета и руководство Совмина Автономной Республики Крым отметили, что с начала нынешнего года вылов рыбы в Азово-Черноморском бассейне составил 5 тысяч тонн, что на 180 тонн больше, чем в прошлом году. На самом деле эта цифра занижена, как минимум, в несколько раз. Этот факт свидетельствует о том, что, если нынешние темпы промысла рыбы в Азовском и Черном морях не сбавить, наши потомки смогут довольствоваться ею исключительно из рыбопитомников, которые еще предстоит создать.
«Сказки» Страбона В КРЫМУ любят цитировать древнегреческих классиков, упоминавших о полуострове. Например, географа Страбона. Путешествуя по Боспору Киммерийскому (Керченскому проливу) и Меотиде (Азовскому морю) он, в частности, писал, что эти места необычайно богаты рыбой. По его словам, осетры здесь крупнее, чем дельфины. А у города Пантикапей (с древнегреческого — «рыбный путь») в море водится столько рыбы, что, если поставить шест, он не упадет.
Благодаря археологическим раскопкам в древнем Пантикапее (нынешняя Керчь) было обнаружено много засольных ванн с остатками рыбы, в том числе осетровых пород. Древние греки не только употребляли рыбу сами, но и экспортировали ее в другие города-полисы. Рыболовство в те времена велось несовершенными орудиями лова. И это столетиями не уменьшало морские запасы рыбы. Ситуация резко изменилась в начале ХХ века с применением сетевого промысла. Злоупотребления по вылову морепродуктов привели к тому, что естественное размножение осетровых и других ценных пород рыб просто не могло покрыть возросший спрос. Досталось осетровым и от строительства плотин на реках, перекрывших рыбам путь к нерестилищам…
В Советском Союзе хорошо понимали, что от природы нельзя только брать. Начиная с 60-х годов прошлого столетия в стране стало активно применяться промышленное воспроизводство ценных пород рыб на специальных заводах. По данным старшего научного сотрудника Южного научно-исследовательского института морского рыбного хозяйства и океанографии (ЮгНИРО), кандидата биологических наук Владимира Коркоша, в результате этого к концу 80-х годов выход рыбы заводского происхождения в Азово-Черноморской акватории составлял: осетра — более 80 процентов, севрюги — 90, а белуга практически была вся искусственного происхождения.
Заботилось государство и о рыбе менее ценных пород. В 70-х годах все того же ХХ века в Азовское море были выпущены личинки, мальки и производители пеленгаса (дальневосточной рыбы кефальных пород). Сегодня в это трудно поверить, но тогда «переселение» обитателей моря осуществлялось на специальных грузовых самолетах, которые курсировали между Крымом и Дальним Востоком! И ученые, работники рыбного хозяйства добились своего: в Азовском море появилось самовоспроизводящее стадо пеленгаса, стал происходить его естественный нерест.
Море — не канализация СОВСЕМ иначе все выглядит сегодня. После распада СССР ситуация резко изменилась. Рыбоводные заводы остановились. Ни о каком промышленном воспроизводстве рыбы нет и речи. В то же время невиданные размахи приобрело браконьерство. В результате осетровое стадо в Азовском море фактически было уничтожено. Варварски вылавливается пеленгас, запасы которого в Азове сокращаются в арифметической прогрессии. Даже бычок, которого пару десятилетий назад и за рыбу-то не считали, испытывает сегодня мощнейший промысловый прессинг.
Однако дело тут не только в разграблении морских даров, но и в том, как это делается. Основным браконьерским методом, который наносит наибольший вред морским экосистемам, является донное траление. Хотя официально оно было запрещено еще в середине 1970-х годов, рыбаки продолжают использовать тралы.
Донное траление опасно прежде всего тем, что при таком способе отлова рыбы уничтожаются и все придонные места обитания рыб, других гидробионтов, уничтожаются моллюски-фильтраторы — основа кормовой базы множества рыб, в том числе и осетровых. Поднявшаяся муть разносится на десятки километров и резко уменьшает прозрачность воды.
По данным Крымской республиканской ассоциация «Экология и мир», в настоящее время в Азове работает несколько десятков промысловых судов, применяющих все типы тралов. У них есть разрешения на работу кольцевыми неводами и ограниченное количество вылова. На самом же деле работают тралами и скрывают истинный улов.
В прошлом году крымские ученые обратились к Генеральному прокурору Украины и министру охраны окружающей природной среды с просьбой проверить, как выполняется запрет на траловый лов в Азовском море, определить эффективность деятельности рыбоохраны и ужесточить контроль над количеством вылавливаемой рыбы. Однако у Генпрокуратуры сегодня куда более «важные» дела. Например, расследование «уголовного дела» по факту депортации 1944 года, которое ей навязал нынешний гарант Конституции.
А тем временем сокращает запасы морских даров и множество токсичных и органических веществ, попадающих в море со стоками промышленных и коммунальных предприятий в приморских городах и поселках. Непоправимый вред наносит разведка и эксплуатация газовых и нефтяных месторождений, нарастающие объемы перевалки различных грузов морским транспортом. В том числе нефтепродуктов, часть из которых попадает прямо в акваторию.
Конечно, решить проблемы сокращения рыбных запасов и загрязнения Азово- Черноморской акватории Украине в одиночку вряд ли удастся. Зато вполне реально проявить инициативу и поддержать идею создания Международного фонда, который смог бы объединить причерноморские и придунайские страны для спасения двух морей.
Источник: http://rg.kiev.ua/page5/article15415/

В Эстонии разработано экологичное топливо на местных материалах

В результате эксперимента по совместному сжиганию сланца с биотопливом разработана новая технология производства электрической и тепловой энергии на топливной смеси сланца и древесных отходов, которая позволяет снизить количество вредных выбросов в атмосферу, сообщает baltinfo.ru.

Как сообщает «Северное Побережье», проект «Совместное сжигание биотоплива и сланца с целью уменьшения уровня загрязнений атмосферного воздуха», проводившийся в сотрудничестве со специалистами в области энергетики Института теплотехники Таллинского технического университета, поддержал Центр инвестиций в окружающую среду.

По словам руководителя по проектам Силламяэской электростанции Ии Ивановой, использование биотоплива, в частности, отходов деревообрабатывающей промышленности в технологии производства электро- и тепловой энергии из фоссильного топлива, позволяет уменьшить выбросы парниковых газов и запыленность дымовых газов.

Кроме того, это помогает добиться снижения доли используемых невозобновляемых источников энергии, например — сланца и природного газа. В ходе эксперимента сжигали топливную смесь из сланца и биотоплива, объем которого составлял от 5% до 15%. При этом были сделаны замеры воздушных выбросов, взяты пробы золы и определены параметры работы котла.

Старший научный сотрудник Института теплотехники Юри Лоосаар считает проведенный эксперимент успешным, так как не выявлено каких-либо нежелательных побочных эффектов в технологии производства энергии, а количество золы и содержание вредных веществ в дымовых газах значительно снизились.

«При 15% содержании биотоплива количество СО2 в дымовых газах уменьшается на 12%, а количество пыли — в 3-4 раза. Благодаря низкой, менее 1%, зольности биотоплива наблюдается снижение выхода золы. Для сравнения: зольность сланца составляет примерно 43%», — констатировал он.
Источник: http://www.fuelalternative.com.ua/content/nview/ru/id,29167/

«Цветущая» вода небезопасна

Сине-зеленые водоросли не так безобидны, как кажутся на первый взгляд

На водной глади наших естественных водоемов в последнее время появилась радужная пленочка сине-зеленого оттенка. Привлекательной эта ажурная бахрома выглядит только издали. При ближайшем рассмотрении сине-зеленые водоросли представляют довольно неприятное явление. При купании цветной холодец прилипает к телу, попадает в носоглотку, оседает ленточками на волосах.
— Сине-зеленые водоросли не так безобидны, как может показаться на первый взгляд. Помимо чисто неприятных ощущений, они еще и опасны, — говорит руководитель группы водной микрофлоры Института экологии Волжского бассейна Валентина Паутова. — Прежде всего для детей. Если взрослые способны себя контролировать, то детвора при купании вполне может наглотаться воды с частичками водорослей. А это грозит возникновением желудочно-кишечных инфекций, холеры и, естественно, аллергии.
По заключению специалистов, появление сине-зеленых водорослей имеет сезонный характер. Они появляются где-то в середине лета при условии очень жаркой погоды. Этому во многом способствует достаточно высокая концентрация азота и фосфора в воде.
— Но нельзя сбрасывать со счетов и влияние человека на возникновение данного явления. В первую очередь сбросы в водоемы промышленных отходов, а также попадание с ливневыми стоками в реку удобрений с полей и продуктов животноводства. По-хорошему, конечно, надо бы в пик появления водорослей применять механическую сборку их, хотя бы в местах массового отдыха. В мэрии говорят — дорого. А так каждый решает для себя сам, купаться или нет. Одни разгребут дорожку и поплыли, другие, прежде чем войти в воду, хорошо подумают, а стоит ли рисковать? Мой ответ: нет, — сказала в заключение разговора Паутова.
Источник: http://ps.avtograd.ru/Show.asp?ID=55837

Панамское судно загрязнило акваторию Одесского порта

Государственная экологическая инспекция по охране окружающей среды Южно- Западного региона Черного моря зафиксировала загрязнение акватории Одесского порта. Об этом сообщила пресс-служба Министерства природы Украины.

За слив загрязненных балластных вод в акватории Одесского морского торгового порта судно «Forward pioneer» (флаг Панама) оштрафован на 105 тыс. 197 грн.
Источник: http://www.misto.odessa.ua/index.php?u=novosti/odessa/nom,18083

Екологи перемогли — нарешті затверджено нову Червону книгу

Довгоочікуваною перемогою, завдяки підтримці Окружного адміністративного суду м. Києва, закінчилося більш ніж піврічне протистояння вчених-біологів, радикальних громадських екологічних організацій — Екоправо-Київ, Люди за права тварин, ДОП «Зелене майбутнє, Громади рибалок України, Національного екологічного центру і Київського еколого-культурного центру проти Мінприроди України, Держкомлісгоспу України і Держкомрибгоспу України.

Дані відомства вже більше 5 років тягли з виданням чергового третього випуску Червоної книги України і саботували пропозиції вчених про внесення в неї російського осетра, севрюги, марени, лина, карася золотого, лося й інших комерційно коштовних видів.

Поки йшли наукові дебати, Мінприроди щорічно погоджувало господарникам ліміти на видобуток осетрових, лосів і інших запропонованих у Червону книгу тварин. Так, щорічно в Україні виловлювалося до 20 тонн осетрових і відстрілювалось 20-100 лосів. При цьому чисельність осетрових за час незалежності упала на 99 відсотків, а лося на 70 відсотків. Теоретичні дебати перейшли в практичну площину, коли до справи підключилися українські громадські екологічні організації.

У березні 2009 р. Екоправо-Київ і Київський еколого-культурний центр подали позов у суд на Кабінет Міністрів України і Мінприроду України за зволікання з виданням Червоної книги і грубе порушення Закону України «Про Червону книгу України», у квітні 2009р. Окружним Адміністративним судом м. Києва (суддя Н. Блажевська) позов був узятий до виконання. Судовий позов привернув увагу української і закордонної преси, тому що вперше українські екоНДО подали позов у суд на уряд країни за порушення ними природоохоронного законодавства. 5 червня 2009 р., у Міжнародний день захисту навколишнього природного середовища, перераховані вище радикальні екоНДО вивели до стін Мінприроди на пікет більш ніж 50 чоловік, які перед ЗМІ організували там похоронну процесію на честь лосів і осетрів.

У цей же день Мінприродою був терміново підготовлений наказ про внесення всіх нових рідких видів тварин у третє видання Червоної книги (крім лосів, на яких поки на 2 роки закрите полювання), що і був зареєстрований Мінюстом України. Тепер всі осетри, а також інші комерційно коштовні рідкі види тварин і рослин опинилися під захистом третього видання Червоної книги і Кримінального кодексу.
Источник: http://www.civicua.org/news/view.html?q=1245534

Аграрные предприятия имеют огромный потенциал для производства биотоплива

Многие, выращивая сельскохозяйственные культуры, даже не подозревают о наличии источника дополнительного дохода, который сегодня они просто утилизируют. Речь идет об использовании отходов (ботвы) сельхозрастений для производства биотоплива.

В последние годы, когда альтернативная энергетика получила активное развитие, Украина начала выращивать специальные масличные культуры, которые являются сырьем для производства биодизеля и биоэтанола. Посевные площади, занятые рапсом стремительно расли. Однако, непродуманная экспансия всегда имеет негативные последствия: если придерживаться приоритетов производства биотоплива из масличных культур, то можно ожидать сокращения посевных площадей под остальные культуры, что приведет к дефициту продовольствия.

Например, по оценке ОЭСР, чтобы 5,75% моторного топлива приходилось на биотопливо, производимое из специализированных масличных культур, их посевные площади должны составлять до 40% всех посевных площадей ЕС. А для обеспечения 10% долю биотоплива в общем балансе (цель Еврокомиссии на 2025 год), их доля составит до 75%.

На эту же тему

Из гренландской акулы будут получать биотопливо Фитопланктон как сырье для производства биотоплива Европа ужесточит требования к качеству биотоплива

Производство биотоплива из непищевого сырья, прежде всего водорослей и целлюлозы частично решает вопрос сокращения посевных площадей: целлюлоза составляет основу всех растений (солома сельскохозяйственных и технических культур, древесина), поэтому нет необходимости выращивать специальные культуры. Однако построение бизнеса по производству биоэтанолов из сельскохозяйственных культур имеет довольно высокую стоимость. Основная сложность состоит в поиске энзимов для ее расщепления. Кроме того, в Украине деятельность по производству биоэтанолов подлежит обязательной сертификации и лицензированию, что создает некоторые препятствия бюрократического характера.

Многие сельскохозяйственные предприятия рассматривают варианты производства биоэтанолов из отходов производства сельскохозяйственных культур, преимущественно из кукурузы, из-за незнания, что есть альтернативные варианты. Производство и использование твердого биотоплива из кукурузных отходов имеет значительные преимущества перед производством биоэтанола. Твердое биотопливо не наносит вреда окружающей среде ни в процессе производства, ни в процессе использования, при этом экономически технология более эффективна.

Например, стоимость оборудования для производства биоэтанола из масличных культур составляет от 30 млн. евро и выше, при этом срок окупаемости проекта составит около 5 лет. Для небольшого производства (300 000 литров/день) инвестиции в строительство и запуск завода составляют 40-50 млн. евро. Срок строительства завода по производству биоэтанола составит 18- 24 мес.

Завод же по производству твердого топлива (пеллет или брикетов) может быть построен и введен в эксплуатацию за период от 3 месяцев до полугода. Стоимость оборудования отличается в разы, а окупаемость проекта на сегодняшний день составляет 8-16 месяцев. Что немаловажно, европейские страны охотно приобретают украинские топливные кукурузные пеллеты.
Источник: http://rynok.biz/a/2009/07/28/Agrarnie_predprijatija_imeju2

Столице грозит мусорный коллапс

«Киев — один из самых зеленых городов мира. Шестьдесят парков освежают улицы города, а цветение лип и каштанов наполняют их приятным благоуханием» — пишут сегодня о нашей столице туристические справочники и информационные порталы. «Киев — один из самых грязных городов мира, это огромная свалка отходов почти в самом центре Европы» — такие строчки можем мы увидеть вместо этого завтра. Причина — в столице назревает мусорный кризис, грозящий жителям города эпидемиологическими, а имиджу страны — репутационными рисками.

Без всякого преувеличения, Киеву грозит экологическая катастрофа, которая может разразиться в самое ближайшее время.
Ситуацию спровоцировало невыполнение властями города своих обязательств перед перевозчиками твердых бытовых отходов. 68% — таков на сегодня фактический процент оплаты услуг городом перевозчикам отходов. Это при том, что население городу исправно платит за вывоз мусора, перечисляя более 95% начисленных платежей!

Между тем «теряющаяся» разница очень критична для работы предприятий, обслуживающих сферу ТБО. Ежедневно в столице на маршрут выезжают более 300 единиц спецавтотранспорта, которые обслуживают свыше 2000 специалистов. Предприятия-перевозчики отходов в силу специфики работу несут большие издержки — транспортные расходы, затраты на оплату услуг по утилизации, содержание автопарка и многие другие расходы. При этом уровень рентабельности в среднем по отрасли еле дотягивает до 4%. То есть, при несвоевременной и неудовлетворительной оплате услуг перевозчикам деньги на обеспечение работы в плановом режиме взять просто неоткуда. А что такое вывоз твердых бытовых отходов в авральном режиме, представить несложно…

Сегодня деятельность столичных перевозчиков ТБО напоминает благотворительность. Задолженность за предоставленные услуги коммунальным предприятиям города на 1.06.2009 года превысила 32 млн. грн. Держась до последнего, перевозчики постоянно стараются проводить работу по улучшению условий и качества предоставления услуг клиентам, внедрять новые технологии. Даже в условиях кризиса операторы рынка инвестировали значительные средства на приобретение новых мусоровозов, отвечающих стандартам Евро-2 и Евро -3, которые работают бесшумно и не мешают жителям города.

Однако всякие не возобновляемые вовремя ресурсы рано или поздно заканчиваются. И уже сейчас для части компаний закрыта возможность осуществлять утилизацию отходов на пятом полигоне г.Киева. Через день-два перевозчики будут вынуждены остановиться, ибо не будет ни топлива, ни исправных автомобилей, ни людей, согласных работать бесплатно.

26 июня 2009 года крупнейшие перевозчики твердых бытовых отходов Киева направили официальное письмо мэру города, в котором предприятия информируют о сложившемся катастрофическом положении дел в сфере отходов и призывают помочь разрешить ситуацию. Соответствующие данные о положении в отрасли еженедельно подаются в ЖКХ КГГА, проводятся совещания, но проблема не решается. Такой ход дел ставит под реальную угрозу возможность оказания услуг по вывозу ТБО в городе Киеве уже в июле 2009г. Необходимо немедленное вмешательство властей города и срочное погашение задолженности коммунальных предприятий города перед перевозчиками.

Если в ближайшее время не будут предприняты все необходимые меры, нас ждет не просто повторение ситуации двухлетней давности, когда из-за невыплат зарплат сотрудники компаний-перевозчиков были на грани забастовки, а город — на грани экологической катастрофы. И недавняя майская забастовка работников ЖЭКов, которые перестали убирать Крещатик, покажется мелочью по сравнению с надвигающейся катастрофой. Ибо это будет действительно мусорный коллапс, который враз похоронит имидж Киева, а, вполне, возможно, и экономику страны в целом, учитывая крайнюю ее уязвимость в данный момент и огромную зависимость от инвестиций (Киев, утопающий в куче мусора, вряд ли может рассчитывать на проведение «Евро-2012»). Кроме того, не нужно забывать о том, что сейчас разгар лета, и мусорные негаразды неизбежно повлекут всплеск инфекционных заболеваний, бороться с которыми в случае принятия ими эпидемиологического характера наше здравоохранение в нынешнее время просто не сможет.

На данном этапе ситуация пока разрешима. Но узел проблемы затягивается с каждым днем все туже. Мы призываем официальных лиц, в компетенции которых находится решение этого вопроса, незамедлительно принять меры, не допустить экологической катастрофы в Киеве и неприятного пятна на имидже Украины!
Источник: http://polit.mk.ua/sutra38132.php#38132

Комментарии»

No comments yet — be the first.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: